Юрий Рагозин

Теория познания



I.Реальность и её образ

         Реальность, то, что существует в действительности (объекты и закономерности их взаимодействия), может быть воспринята непосредственно или выведена логически.
         Логический вывод может быть признан истинным в том случае, если он прямо опирается на восприятие, или опосредованно, через логические выводы, сделанные ранее. В любом случае требуется проверка опытом.
         В случае опоры логического вывода на предположение, его истинность становится сомнительной, т.к. предположение по самой своей природе содержит неопределённость, т.е. может быть как верным, так и не верным. Подобные шаткие выводы должны быть подтверждены опытом, либо опровергнуты им.
         Образ - личное, индивидуальное представление о чём-либо, существующем в действительности, или не существующем в действительности.
         Образ, как и предположение, является продуктом синтеза, он ментально сконструирован. Образ не может быть признан соответствующим или не соответствующим действительности иначе, кроме как на основании опыта непосредственного восприятия, т.е. познанной реальности.
         Предположения и образы, не соответствующие действительности, являются заблуждением, и устраняются познанием истины.
         Способность воспринимать определяется наличием органов восприятия, их состоянием, чувствительностью и способностью управлять ими, направляя на тот или иной объект.
         Способность логически мыслить определяется наличием интеллекта, уровнем его развития и "загрязнённости" ложными оценками.
         Способность генерировать образы и строить предположения определяется наличием синтетического (комбинаторного) ума и уровнем его развития.
         Одна из основных ошибок - это подмена реальности её образом, который, обычно, не соответствует истине (т.е. желаемое выдаётся за действительное). Ещё более ошибочны действия, основанные на такой эгоцентристской подмене. Чаще всего к этому ведут ложные, эмоциональные оценки, которые являются всего лишь вредными привычками, сформировавшимися на основе бессознательного подражания окружающим.

"ЧЕМ ПРЕСЕКАЮТСЯ ПОИСКИ ЗНАНИЯ"

         Они пресекаются претензиями.
         Имеется нечто, что человек знает в самом себе. Он видит его не таким, каково оно на самом деле. Он выказывает претензии относительно своей способности, или же неспособности понять это. Ему неведомо, что он нуждается в определённой подготовке.
         Имеется то, что, как сам человек считает, он знает, но чего на самом деле он не знает. Он знает лишь отдельные стороны того, что он знает. Это частичное знание в некоторых отношениях даже хуже, чем полное отсутствие такового.
         Имеется также то, чего человек не знает, и не может знать на доступных ему ступенях. Однако сам он считает, что он должен это знать. И он ищет это - или же то, что он принимает за это. Поскольку у него нет истинного мерила, он начинает претендовать на то, чем не обладает.

Учебная тема дервишей Азамия [1]


         Знание - продукт опыта. Информированность - только ступень к знанию, требующая подтверждения, она - продукт свидетельства (устного, письменного или др.), т.е., информированный имеет представление о чём-то, но не имеет непосредственного опыта ("слышал звон, да не знает, где он"). До получения этого опыта информация не может быть признана личным знанием, поэтому чьи-либо рассказы о неизвестном (в особенности "тонком", "сверхчувственном", "божественном", "чудесном" и пр.) не являются истинными для тех, кто только прочитал или услышал их, до тех пор, пока они сами не узнают, "как оно есть на самом деле". Учитывая же огромный наплыв низкопробной литературы для "эзотерически озабоченной части населения", и отсутствие какой бы то ни было цензуры (не политической, а научной, или, хотя бы элементарного здравого смысла), следует проявлять бдительность, чтобы не подменить личный опыт чужими измышлениями.

II.Образ себя и Реальный "Я"

         Реальный Я - совокупность того, каков человек на самом деле, что он может, каковы его потенциальные способности.
         "Границы развития", потенциальные способности - заданы природой, это предел, которого мы можем достичь, если, конечно, очень постараемся.
         "Что Я могу", способности в настоящее время - это доступная на данный момент зона в границах потенциальных возможностей.
         "Какой Я" - это состояние на данный момент в границах "что Я могу", зависящее от "внешних " и "внутренних" факторов.
         "Образ Я" - это совокупность представлений о себе: "каким я себя представляю сейчас", "что, как я представляю, Я могу сейчас", "в каких пределах, как мне кажется, Я могу изменяться".
         Практически у всех людей, за очень немногим исключением, "Образ Я" не соответствует "Реальному Я", лишь частично совпадая с ним (т.е. мы не такие, какими мы себя представляем). (рис.1)



         "Действительный образ Я" - область пересечения "Реального Я" и "Образа Я", область привычных действий и восприятий. Он формируется на основе реальности в той мере, в которой с ней есть осознанное привычное соприкосновение. (рис.2)
         "Мнимый Я" - часть "Образа Я", не соответствующая "Реальному Я". Формируется на основе привычных фантазий о себе и своих возможностях в той мере, в которой они не соответствуют действительности (с огромной "помощью" социума). "Мнимый Я" усиливается фантазиями, иллюзиями и представлениями, уводящими от действительности (т.е. - ложью); ослабляется же признанием заблуждения, отказом от лжи самому себе, и познанием истины. (рис.3)
         "Скрытый Я" - неизвестная область "Реального Я", не совпадающая с "Образом Я". "Скрытый Я" раскрывается за счёт осознанного и регулярного введения в область "Действительного Образа Я" ранее редко, неосознанно или вовсе никак не использовавшихся частей "Реального Я". (рис.4)
         Исходя из выше сказанного, определим "Образ Я", как состоящий из двух частей: "Мнимого Я", и "Действительного Образа Я".

         "Образ Я", являющийся частью "Образа мира" включает в себя четыре функции: двигательную (действия), воспринимающую (ощущения), чувственную (отношение) и ментальную (мышление). В каждом действии в каждый момент присутствуют все четыре функции (выраженные в той или иной степени). Всё это откладывается в памяти (этакая запись образов). Причём, чем чаще мы что-то делаем, тем легче нам это делать вновь ("Посеешь привычку, - пожнёшь характер"). Так формируются доминанты ("интересы") в "Образе Я" . Прекращение регулярного использования каких-либо способностей ослабляет их (вплоть до полной неспособности их применять), не переводя их, однако, обратно в область "Скрытого Я", т.к. теряется не само знание о способности, а лишь сила её применения, навык (т.о., сила может как увеличиваться, так и уменьшаться, а знание - только увеличиваться, потому что его нельзя израсходовать, получив однажды).
         "Образ Я" в основном состоит из того, что мы чаще используем, а это - то, к чему мы привыкли, что можем выполнить легко, автоматически, без приложения сознательных усилий. Именно это - привычные действия - являются наиболее сильной частью "Образа Я". Т.о., "Образ Я" не склонен изменяться сам по себе, без усилий, образуя замкнутый круг механических реакций. Любые изменения в "Образе Я" возможны либо при воздействии извне (перемена обстоятельств, вынуждающая сменить привычки), либо при приложении сознательных волевых усилий изнутри. Первый способ, вынужденный, - механичен и пассивен, второй, добровольный, - сознателен и активен.
         "Образ Я" исправляется практикой внимательного действия.
         Образ - только отражение реальности в зеркале личности. Насколько оно мутно и неровно - настолько же искажены наши представления о действительности.


III. О действиях

         Структура внешнего действия (по [2]):
  1. Обращение к объекту
    • Восприятие натыкается на объект
    • Осознание объекта
    • Определение желательности объекта
    • Определение досягаемости объекта
    • Жажда объекта и готовность достигнуть
  2. Обращение к средствам
    • Анализ средств
    • Выбор средств
    • Решимость действовать
  3. Исполнение действия
    • Возбуждение воли
    • Действие для утоления желания
         В результате ум приобретает опыт, а воля - наслаждение спокойствием от достижения цели. Таково механическое внешнее действие - рефлекс.

         Структура внутреннего действия (по [2]):
  • Осознание необходимости и верности действия
  • Склонение к действию сердца и воли
  • Анализ средств
  • Выбор средств
  • Решимость действовать
  • Возбуждение воли
  • Бесстрастное действие, не привязываясь к результатам
         Ключи к осознанию необходимости и верности действия:
  1. Обращение к совести
  2. Обращение к здравому уму
  3. Обращение к более продвинутому человеку
         Необходимость склонять волю к правильному действию возникает, т.к. она не всегда послушна, а сердце - потому, что без него дело "пусто".
         Желательность объекта, его "близость к сердцу", определяется внутренней шкалой ценностей. Чем ближе объект/действие к привычно желаемым - тем проще разжечь или склонить сердце.
         Недоступность желаемого причиняет страдания ("Не желай невозможного"). Желательность объекта способствует активному поиску путей и средств его достижения. Мнимая желательность ведёт к поиску причин, делающих достижение невозможным ("Кто хочет - ищет возможность, кто не хочет - ищет причину").
         Совесть контролирует "достойность" целей, путей и средств достижения. "Цель оправдывает средства" - формула для бессовестных целей и средств, т.к. только они нуждаются в оправдании, а на самом деле - нельзя "въехать в рай на чужом горбу", равно как и втащить кого-то на своём.
         Нейтральные средства с благой целью - благи, со злой - злы. Добрая цель в добром деле увеличивает его добро, а худая в худом - его худобу. Плохая цель в достойном деле съедает все его достоинства; добрая цель в худом деле не сообщает ему своей доброты.
         Вывод: необходимо знать цель действия, знать "зачем".
         Внешние действия чаще всего исходят от тела или эмоций (при активном пособничестве бессовестного больного ума). В тех случаях, когда это происходит, мы теряем человеческое лицо, верх берёт скотство. Для устранения животных проявлений практикуют очищение и самоконтроль. Покаяние, как единственно возможная практика очищения и самоконтроля есть осознавание своего заблуждения и неправедности своих действий, с полным и решительным отказом от их повторения в будущем. Т.е., в случае возврата к тому, от чего произошёл ранее "отказ", можно сказать, что покаяния не было - просто самообман и/или недостаток контроля.
         Различаются мотивы и результаты внешних и внутренних действий - первые происходят "потому, что", а вторые - "затем, чтобы". Соответственно, первые делаются, чтобы утолить жажду возникшую жажду действий, вторые - для достижения конкретной цели.


IV.Образ действия

         Образ действия - представление о том, что это за действие, каковы его характеристики, условия, в которых оно необходимо, за счёт чего, чем оно совершается и зачем (форма, параметры, ситуация, средства реализации, цель).
         Образ формы действия - представление о том, как действие выглядит.
         Образ параметров действия - совокупность представлений о внешних, физических (скорость, ускорение, сила и пр.), и внутренних, психических (эмоциональное состояние, мышление, ощущение) характеристиках действия.
         Образ ситуации действия - совокупность представлений о том, при каких условиях должно происходить действие, что является стимулом к его проявлению.
         Образ средств реализации - совокупность представлений о том, чем, с помощью и за счёт чего производится действие, что придаёт ему необходимую силу.
         Образ цели действия - представление о том, к какому эффекту должно приводить действие.
         Образ действия формируется за счёт:
  1. Внимательного и возможно полного восприятия эталонного действия или его описания
  2. Анализ воспринятого на предмет цели, формы, параметров и ситуации действия
  3. Сведения в один образ результатов анализа и предполагаемых средств реализации
  4. Пробных действий с последующей коррекцией их и созданного образа до приближения к эталону.
         Верный, правильно сформированный образ действия закрепляется некоторым числом повторений (при точном соответствии как форме и параметрам, так и, по возможности, ситуации, - по крайней мере, - её психической компоненте) до состояния устойчивого навыка.
         Действия в области привычного ("действительного образа Я") легки и естественны именно потому, что они УЖЕ являются привычными. В идеале же любое новое нужное действие должно накатываться до такого состояния, как бы непривычно и неудобно оно ни было поначалу - это всего лишь трудности роста. Чем сознательнее обучение, - тем быстрее они преодолеваются.

Использованная литература:
  1. Идрис Шах "Путь суфиев"
  2. Феофан Затворник "Начертание христианского нравоучения"
  3. Е.Торчинов "Религии мира. Опыт запредельного"
Написанию статьи способствовали разговоры с Сергеем Бардовским, Андреем Жданцевым, Артуром Кузнецовым и Мариной Хмелёвой.


Назад

В начало

Сайт создан в системе uCoz