Юрий Рагозин
Модель сознанияI. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.
В статье представлена когнитивная модель работы сознания, описываемая автором в манере, близкой ему, как программисту. Ну и вот, что получилось. II. ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ.
Рассмотрим метафору "машина - программа - пользователь". Сознание, выступающее в данном случае в роли "программного обеспечения", реализованного на железе структуры (в дальнейшем - тело), и является объектом наблюдения и инструментом для "пользователя". "Сознание" не тождественно "Я". Оно лишь инструмент для "Я". Состояние сознания в процессе работы непрерывно изменяется, то есть в каждый момент времени его содержание - другое, отличное от предыдущих и последующих. Обычно содержимое сознания не жесткое и неизменное, а непрерывно, ежеминутно и текуче меняющееся. Как вода в потоке. Архитектура работы сознания. Под архитектурой сознания будем понимать принципы работы сознания на функциональном уровне, безотносительно к физической реализации, а так же связь между функциональными блоками. Графически архитектура сознания представлена на рисунке. Общий алгоритм (циклический и замкнутый) прост:
В принципе, очень несложно, но реальная картина несколько отлична от идеальной. Очень хорошо это описал Ю.Ю. Сенчуков: "Если вы спросите у человека - каждого встречного, что такое его сознание, он не задумываясь, скажет: Ум!". Ум лезет на первый план, беззастенчиво распихивая всех остальных и, естественно объявляет себя единственным "законным представителем всего сознания". Такую картину можно наблюдать у нас на выборах - побеждает тот, у кого глотка больше; и народ-простофиля голосует "за", забывая о том, что такая глотка будет и есть больше других. Ум, интеллект - это тоже только "рот" нашего сознания. Интеллект - "рот"; логика - "язык"; способность к анализу - "зубы"; память - "желудок"; способность забывать - "прямая кишка". Как должна функционировать такая система? Известно как, - откусывать, жевать, поглощать, переваривать, усваивать и отбрасывать. Все должно иди туда и ничего назад - и хозяин этого "тракта" будет здоров и доволен. Как "ест" сознание нормального нашего человека? Прежде всего, во рту у него все время находятся какие-то полупереваренные остатки, которые он называет "принципами и идеями". Более того, извне поступает все новая и новая "пища" - впечатления (информация плюс эмоциональный заряд). Они перемешиваются с содержимым рта, переполняя его, и вываливаются наружу, портя аппетит окружающим. В довершение всего измученный желудок периодически выбрасывает наружу свое содержимое, так как часть пищи попадает в него вовсе непрожеванной, а другая часть, принятая за пищу ошалевшим языком, оказывается просто мусором. Несчастный "хозяин" остается вечно голодным, постоянно пытается есть - но опять и опять хватает ртом собственную рвоту. Беспорядок усугубляется тем, что больной желудок страдает еще и совершенно неуправляемым поносом забывчивости... Что, страшно? Ага! А ведь именно так вы и живете почти всю свою жизнь, а еще пытаетесь гордиться "вечным голодом пытливого ума". Почти ничто пережитое вами не идет вам на пользу. Почти никто, всячески терзая свое сознание, не удосужился натренировать его работать правильно."[1] Вот такая живописная картинка. III. ИНСТРУМЕНТЫ СОЗНАНИЯ.
Восприятие. "Восприятие - отражение предметов и явлений действительности при непосредственном их воздействии на органы чувств. Восприятие - одно из первых звений познания и тесно связано с ощущением, отражающим отдельные свойства предметов, и представлением, воспроизводящим в сознании образы реальной действительности. В отличие от ощущений, восприятие целостно и имеет активный характер. Правильность восприятия зависит от состояния функций рецепторов и анализаторов, сознания, внимания, а также от социального опыта." [2] Функция восприятия - различение, нахождение отличного, специфического в объектах внимания. Инструменты восприятия - органы чувств, рецепторы. Воспринимают не ими, а через них. Источники информации - зависят от направленности внимания, но обязательно находятся в диапазоне восприятия. Направленность восприятия - "наружу" (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и "внутрь" (ощущение тела, мышление, эмоциональное отношение). Чувствительность - способность делать более тонкие различия. Диапазон восприятия - зависит от развитости органов чувств (чем тоньше слух - тем более слабые звуки вы будете различать). Условия восприятия объекта - его существование (1), нахождение его в диапазоне восприятия (2), способность органов воспринимать объект (3), Направленность внимания на него (4). Возможные сбои в работе восприятия:
Анализ. Функция анализа - исследование, установка связей, закономерностей, поиск общего, понимание происходящего, критичность, прогнозирование. Инструменты - логика, интеллект. Направленность анализа - от общего к частному, от частного к общему, от частного к частному через общее. Источники обрабатываемой информации - восприятие, память, синтетический и аналитический ум. Результаты анализа направляются в память и к синтетическому уму. Интуиция - вариант неосознаваемой работы анализа. Возможные сбои в работе анализа:
Синтез. Функция - комбинирование, принятие решений, творчество. Инструменты - комбинаторика, синтетический ум. Источники обрабатываемой информации - анализ, память. Направленность решений - анализ, (доработка логикой), управление (окончательное решение). Возможные сбои в работе синтеза:
Управление. Функция - реализация решений, действие. Инструменты - органы действия (извините, у какого какие есть...). Направленность действий управления - "наружу" (движение, речь, направление внимания на внешние объекты), "внутрь" (мышление в определённом направлении, эмоциональное отношение, направление внимания внутрь). Источники информации - синтетический ум, память (в т. ч. рефлексы). Возможные сбои в управлении:
Память. "Память - отражение прошлого опыта, заключающееся в сохранении и последующем воспроизведении и узнавании того, что раньше было воспринято, сделано или пережито". [2] Функция - сохранение опыта. Память содержит не только воспринятое или познанное внутри, но и процесс восприятия-познания. Виды памяти - конкретная (механическая), смысловая (логическая). Возможные сбои:
Совесть Совесть осуществляет контроль над действиями. Можно сказать, что это - законодательная и судебная власть сознания в одном лице. Совесть определяет ограничения (то, чего делать нельзя), и обязанности (то, что делать необходимо). Совесть и мораль не тождественны, т.к. совесть - "внутри" и постоянна, а мораль - образование "внешнее", меняющееся в зависимости от социума, времени и обстоятельств. Проблема с совестью - она спит (в той или иной степени), или "затыкается", зажимается в угоду видимой выгоде, и такой компромисс хуже сна (потому, что не знать и нарушать - это одно, а знать и нарушать - совсем другое). IV. ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Как получается, что на словах мы хотим одного, внутри - другого, делаем третье, получаем неизвестно что, и недовольные, оправдываемся: "Так сложились обстоятельства", "Это не я", "Такова воля высших сил" - есть на кого свалить. Рассмотрим некоторые возможные ошибки, ведущие к таким безрадостным последствиям. Отсутствие цели. Отсутствие целеполагания ведет к тому, что действия не направлены на достижение какой либо конкретной цели, т.е. работа бесцельна, - а это уже болезнь. Делая что-либо, нужно постоянно помнить - "зачем", "чего я хочу достигнуть". Нет памяти. Даже если есть цель, то, обычно, есть еще дырявая память - о цели вспоминают очень изредка и следуют к ней так же. Лень. Вялость ума и/или тела. Отлагательство. Постоянное откладывание "на потом". Страшнейшая вещь, т.к. вполне можно и не успеть. Много целей сразу. Отсутствие единства устремлений. Множество целей, вспоминаемых хаотично, заставляют колебаться между ними, а за двумя-то зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Что уж говорить, когда их десятки... Когда есть одна цель - об этой цели нужно помнить всегда, и стараться все свои действия предпринимать так, чтобы с каждым из них приближаться к этой самой цели. Все остальные - всего лишь вспомогательные. Безвольность. Отсутствие воли не позволяет прикладывать какие-либо усилия вообще. Т.е., можно быть ну очень сознающим, всё понимать и не шевелиться ("Ох, жизнь просидел соколом на печке..." "Калинов мост"). Бесконтрольная эмоциональность. Происходящее, само по себе, - никакое, нейтральное. Оценку фактам даем мы, а затем действуем, исходя не из объективной реальности, а из своего мнения о ней. Эмоции могут придать действию огромную силу, но они же могут полностью или частично вывести из строя способность к анализу и синтезу. Эмоции не плохи, так же как и атомная энергия, пока она под контролем. (Но у большинства людей нет никаких "предохранительных стержней" - в результате тотальная атомная война отрицательных эмоций. Вот где исследовать цепные реакции...) Чтобы контролировать эмоции и управлять их силой, в начале необходимо изучить их, отбросить ложные и бесполезные, научиться культивировать себя. (А многие, играющие в развитие, отказываются это делать, принимая свою бесконтрольную эмоциональность за "проявления духовности", или же мотивируя это неприкосновенностью своей дражайшей и драгоценнейшей личности.За что держатся-то?) Бесконтрольные фантазии. Фантазии, порожденные блуждающим разумом, уводят от цели и рассеивают наши силы. Плохо не то, что человек может фантазировать, а то, что свои или чужие фантазии он принимает за реальность. Источником больных фантазий являются "сдвиги" на религиозной или философской почве, различные комплексы, страстная жажда самоутверждения и признания. Люди этого типа рассказывают о своих прошлых воплощениях, передают послания из параллельных миров от вождей Атлантиды и Сириуса, регулярно встречаются во сне с Карлосом Кастанедой, рассуждают о Космических законах, не поддающихся формулировке и поэтому известных лишь немногим Избранным, заплатившим за посвящение энную сумму в у.е., и тут же берутся толковать всё происходящее с точки зрения Окончательной Истины, открывшейся им в очередном послании, продиктованном Великим Голосом Из Розетки. Не верите, - посмотрите сами: каждая бабка, прочитавшая "Диагностику кармы", тут же начинает диагностировать окружающих, а затем целить их, сваливая в одну кучу чакры, свечки, заговоры из сборников "чёрная магия", гороскопы из газет, уринотерапию, фотографии Чумака, картины Рериха, "Каплю" Подводного и самодельные молитвы "Самой себе целительницы" Ирины Васильевой…. Редкостная каша… А послушали бы вы, на каком языке общаются между собой такие "валеологи" - Это прямо логофилия какая-то! Ошибка в уровне принятия решений. Интеллект, ум, нужен для решения интеллектуальных задач, для обучения чему-то новому, для исследования. Мы учим тело новым движениям с помощью ума, но, когда движение выставлено, и требуется делать его быстро и естественно, ум будет только тормозить. Другими словами, нужно предоставить учёному уму думать, а учёному телу - двигаться. Действия, выполняемые рефлекторно - быстры и не требуют обдумывания, а выполняемые обдуманно - значительно медленнее, поэтому предварительное обдумывание используется во время обучения движению, во время же собственно драки остаётся наблюдение и контроль. Сознательность - это не напряжённое суровое обдумывание во время действия, это, скорее - свидетельство о действии, присутствие в нём, поэтому не надо лезть умом туда, где всё и без него работает, как надо. IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак: сознательной назовём деятельность, в которой присутствует наблюдение, свидетельство, осознание происходящего, цели действия и причин, его породивших. Каждому, понаблюдавшему за собой даже недолгое время, и проанализировавшему результаты наблюдения, станет ясно, насколько он сознателен (или несознателен). Это - исходная точка, от которой делается первый шаг. Использованная литература:
Большое спасибо: Андрею Жданцеву, Артуру Кузнецову, Марине Хмелёвой и Сергею Бардовскому. |