Юрий Рагозин

Модель сознания




I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.

         В статье представлена когнитивная модель работы сознания, описываемая автором в манере, близкой ему, как программисту. Ну и вот, что получилось.

II. ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ.

         Рассмотрим метафору "машина - программа - пользователь". Сознание, выступающее в данном случае в роли "программного обеспечения", реализованного на железе структуры (в дальнейшем - тело), и является объектом наблюдения и инструментом для "пользователя". "Сознание" не тождественно "Я". Оно лишь инструмент для "Я".
         Состояние сознания в процессе работы непрерывно изменяется, то есть в каждый момент времени его содержание - другое, отличное от предыдущих и последующих. Обычно содержимое сознания не жесткое и неизменное, а непрерывно, ежеминутно и текуче меняющееся. Как вода в потоке.

Архитектура работы сознания.
Архитектура работы сознания

         Под архитектурой сознания будем понимать принципы работы сознания на функциональном уровне, безотносительно к физической реализации, а так же связь между функциональными блоками.
         Графически архитектура сознания представлена на рисунке.
         Общий алгоритм (циклический и замкнутый) прост:
  1. Воспринимаем и распознаем объекты внимания. Запоминаем.
  2. Обрабатываем полученную информацию (анализируем и комбинируем), используя опыт (память). Сделанное запоминаем. Обработка и принятие решений проходят под контролем совести (в той или иной степени).
  3. Приняв окончательное решение, передаем дело управлению - выполняем решение. Запоминаем.
  4. Воспринимаем перемены - результаты действий, то есть, переходим к шагу 1.

         В принципе, очень несложно, но реальная картина несколько отлична от идеальной. Очень хорошо это описал Ю.Ю. Сенчуков: "Если вы спросите у человека - каждого встречного, что такое его сознание, он не задумываясь, скажет: Ум!". Ум лезет на первый план, беззастенчиво распихивая всех остальных и, естественно объявляет себя единственным "законным представителем всего сознания". Такую картину можно наблюдать у нас на выборах - побеждает тот, у кого глотка больше; и народ-простофиля голосует "за", забывая о том, что такая глотка будет и есть больше других. Ум, интеллект - это тоже только "рот" нашего сознания. Интеллект - "рот"; логика - "язык"; способность к анализу - "зубы"; память - "желудок"; способность забывать - "прямая кишка". Как должна функционировать такая система? Известно как, - откусывать, жевать, поглощать, переваривать, усваивать и отбрасывать. Все должно иди туда и ничего назад - и хозяин этого "тракта" будет здоров и доволен.
         Как "ест" сознание нормального нашего человека? Прежде всего, во рту у него все время находятся какие-то полупереваренные остатки, которые он называет "принципами и идеями". Более того, извне поступает все новая и новая "пища" - впечатления (информация плюс эмоциональный заряд). Они перемешиваются с содержимым рта, переполняя его, и вываливаются наружу, портя аппетит окружающим. В довершение всего измученный желудок периодически выбрасывает наружу свое содержимое, так как часть пищи попадает в него вовсе непрожеванной, а другая часть, принятая за пищу ошалевшим языком, оказывается просто мусором. Несчастный "хозяин" остается вечно голодным, постоянно пытается есть - но опять и опять хватает ртом собственную рвоту. Беспорядок усугубляется тем, что больной желудок страдает еще и совершенно неуправляемым поносом забывчивости...
         Что, страшно? Ага! А ведь именно так вы и живете почти всю свою жизнь, а еще пытаетесь гордиться "вечным голодом пытливого ума". Почти ничто пережитое вами не идет вам на пользу. Почти никто, всячески терзая свое сознание, не удосужился натренировать его работать правильно."
[1]
         Вот такая живописная картинка.


III. ИНСТРУМЕНТЫ СОЗНАНИЯ.

Восприятие.
         "Восприятие - отражение предметов и явлений действительности при непосредственном их воздействии на органы чувств. Восприятие - одно из первых звений познания и тесно связано с ощущением, отражающим отдельные свойства предметов, и представлением, воспроизводящим в сознании образы реальной действительности. В отличие от ощущений, восприятие целостно и имеет активный характер. Правильность восприятия зависит от состояния функций рецепторов и анализаторов, сознания, внимания, а также от социального опыта." [2]
         Функция восприятия - различение, нахождение отличного, специфического в объектах внимания.
         Инструменты восприятия - органы чувств, рецепторы. Воспринимают не ими, а через них.
         Источники информации - зависят от направленности внимания, но обязательно находятся в диапазоне восприятия.
         Направленность восприятия - "наружу" (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и "внутрь" (ощущение тела, мышление, эмоциональное отношение).
         Чувствительность - способность делать более тонкие различия.
         Диапазон восприятия - зависит от развитости органов чувств (чем тоньше слух - тем более слабые звуки вы будете различать).
         Условия восприятия объекта - его существование (1), нахождение его в диапазоне восприятия (2), способность органов воспринимать объект (3), Направленность внимания на него (4).
         Возможные сбои в работе восприятия:
  • Иллюзии - ложные, искажённые восприятия существующих объектов. Часто возникают в условиях, затрудняющих восприятие (недостатки органов чувств, плохое освещение, шум), при утомлении, эмоциональном напряжении и т.п. Например: это все ситуации, когда мы говорим "послышалось", "показалось" и т.п., т.е., когда один реально существующий объект был принят за другой.
  • Галлюцинации - мнимые восприятия, не имеющие в своей основе реально существующего объекта (т.е., "восприятие" того, чего на самом деле не существует). Яркий пример самогаллюцинирования - это представление себе всяческих ощущений при "занятиях" всякого рода цигунами, медитациями, "космическими гимнастиками" и прочими ужасно эзотерическими упражнениями. На самом деле, возникновение какого-либо рода ощущений - это результат практики, а их (ощущений) представление вместо практики - это самообман. Те же ощущения, видения, которые описаны в литературе - это описание личных ощущений автора. Неизвестно, какими они будут у вас - это уже вопрос сонастройки, точности следования практике того, кто это описывал. Вопрос в другом - надо ли делать что-то, что приводит к галлюцинациям? Я для себя решил - такой необходимости нет.
  • Нарушение работы органов чувств, и, как следствие, - ухудшение или невозможность воспринимать через них.
  • Неумение или неспособность управлять вниманием - направлять, переключать и фиксировать его. Пример для иллюстрации - дети разного возраста (хотя многие взрослые тоже не могут похвастаться тем, что умеют управлять своим вниманием).
  • Низкая чувствительность.
  • Неосвоенность диапазона восприятия, незнание его границ.
  • Узость диапазона восприятия, как следствие - отсутствие доступа к информации за его пределами.
         Развитие восприятия подразумевает:
  • Внимательность - способность управлять вниманием (направленность, фиксация, переключение).
  • Бесстрастность.
  • Увеличение чувствительности.
  • Оздоровление органов чувств.
  • Освоение и расширение диапазона восприятия до необходимого.

Анализ.
         Функция анализа - исследование, установка связей, закономерностей, поиск общего, понимание происходящего, критичность, прогнозирование. Инструменты - логика, интеллект.
         Направленность анализа - от общего к частному, от частного к общему, от частного к частному через общее.
         Источники обрабатываемой информации - восприятие, память, синтетический и аналитический ум. Результаты анализа направляются в память и к синтетическому уму.
         Интуиция - вариант неосознаваемой работы анализа.
         Возможные сбои в работе анализа:
  • Подмена анализа эмоциональной оценкой и/или желаемым.
  • Неумение или неспособность мыслить логично.
  • Неспособность сформулировать задачу, загромождение ее лишними данными или недостаток необходимых. Попытка решить крупную задачу, не решая более мелких, входящих в нее. Попытки решать задачу там, где ее нет ("Пол деревянный или крашеный?").
  • Неумение пользоваться интуицией - полное её отбрасывание или подмена своими фантазиями интуитивного предчувствия. Так часто бывает, когда человек говорит "мне кажется, что…" и далее идёт то, что ему хотелось бы ощущать на самом деле.
  • Тип логики не соответствует действительности (паралогичность мышления). Примеры: толкование всего происходящего на основании примет (которые, как известно, в разных этнических и социальных группах - разные), астрологических прогнозов по телевизору ("Опасайтесь овнА!"), выводы на основании "диагностик кармы" и прочей околооккультной макулатуры, не имеющих под собой никаких реальносуществующих оснований.
         Развитие анализа подразумевает:
  • Отбрасывание эмоциональных оценок, непредвзятость, нейтральность, бесстрастие, отстранённость анализа.
  • Пересмотр применяемой логики.
  • Способность мыслить логично, критично обосновывая свои выводы.
  • Чёткость терминологии, точность языка и его конструкций, конкретность. Избегание говорения неоднозначными терминами и упортебления слов, за которыми стоит неизвестно что ("энергоинформационный", "биополе", "космическая энергия" и т.п.)
  • Умение формулировать задачу в достижение необходимой цели, квантовать её на мелкие подзадачи и отбирать необходимые для решения данные.
  • Способность к абстрактному мышлению.
  • Исследование и развитие интуиции.

Синтез.
         Функция - комбинирование, принятие решений, творчество.
         Инструменты - комбинаторика, синтетический ум.
         Источники обрабатываемой информации - анализ, память.
         Направленность решений - анализ, (доработка логикой), управление (окончательное решение).
         Возможные сбои в работе синтеза:
  • Неспособность или неумение комбинировать, сочетать элементы в жизнеспособную систему. Пример: у многих, занимающихся различными боевыми искусствами, есть опыт того, что изучаемая техника работает только против занимающихся в той же секции, а против другого человека - уже как-то не особенно.
  • Принятие решений, не ведущих к достижению цели.
  • Выбор неподходящих или недоступных средств.
  • Неоптимальность действий и решений. Проще говоря, - лишние и/или чересчур затратные действия.
  • Принятие привычных решений без учёта изменений условий (неконтролируемый рефлекс, "инерция мышления"). Пример: в доме отключили горячую воду, а рука сама по привычке тянется к крану.
         Развитие синтеза подразумевает:
  • Комбинаторное мышление, умение сочетать элементы в систему, структурирование, упорядочивание действий.
  • Увеличение и качественная наработка возможных выборов (создание базы необходимых рефлексов).
  • Расширение опыта комбинирования (как методами анализа, так и перебора).
  • Отбор универсальных (в той или иной мере) действий, и/или универсализация уже наработанных.
  • Оптимизация решений ("Максимальных результатов - минимальными средствами").

Управление.
         Функция - реализация решений, действие.
         Инструменты - органы действия (извините, у какого какие есть...).
         Направленность действий управления - "наружу" (движение, речь, направление внимания на внешние объекты), "внутрь" (мышление в определённом направлении, эмоциональное отношение, направление внимания внутрь).
         Источники информации - синтетический ум, память (в т. ч. рефлексы).
         Возможные сбои в управлении:
  • Попытка управлять несуществующим, через несуществующее или недоступное звено. Это, в частности - все попытки управлять какой-то там энергией, которую не чувствуют, а только представляют себе.
  • Неспособность управляемого звена выполнить команду (ввиду несоответствия функции звена или из-за функциональной неспособности, нетренированности в необходимом режиме), допустим, попытка выполнить высокий удар ногой, не имея ни растяжки, ни силы ног, ни координации.
  • Нескоординированность нескольких звеньев между собой. Например, для большинства людей проблема - даже одновременно повращать одну руку вперёд, а другую - назад.
  • Несоответствие действия ситуации.
  • Несвоевременность действия - поспешность, опоздание.
         Развитие управления подразумевает:
  • Координацию - управляемость.
  • Соответствие действия решению.
  • Волю - доведение действия до конца вопреки помехам.
  • Тренинг тела и психики в различных режимах и при различных условиях.
  • Формирование новых, необходимых рефлекторных связей.

Память.
         "Память - отражение прошлого опыта, заключающееся в сохранении и последующем воспроизведении и узнавании того, что раньше было воспринято, сделано или пережито". [2]
         Функция - сохранение опыта. Память содержит не только воспринятое или познанное внутри, но и процесс восприятия-познания.
         Виды памяти - конкретная (механическая), смысловая (логическая).
         Возможные сбои:
  • Неспособность вспоминать нужное по мере необходимости. Мы ничего не забываем - мы не всегда вспоминаем.
  • Подмена истинных воспоминаний желаемыми образами. Как правило, - это следствие неконтролируемых эмоций. Другая сторона медали - усиленное нежелание вспоминать "неудобные" для себя факты.
         Развитие памяти подразумевает:
  • Способность вспоминать необходимое по первому требованию, и как можно более полно в необходимом порядке.
  • Отбрасывание эмоций при вспоминании.
         Легче вспоминаются события, которые:
  • Повторяются чаще.
  • Эмоционально насыщены.
  • Осознанные, осмысленные.
         Чем осознаннее было восприятие и острее внимание, - тем легче и точнее вспоминается воспринятое.


Совесть
         Совесть осуществляет контроль над действиями. Можно сказать, что это - законодательная и судебная власть сознания в одном лице. Совесть определяет ограничения (то, чего делать нельзя), и обязанности (то, что делать необходимо).
         Совесть и мораль не тождественны, т.к. совесть - "внутри" и постоянна, а мораль - образование "внешнее", меняющееся в зависимости от социума, времени и обстоятельств.
         Проблема с совестью - она спит (в той или иной степени), или "затыкается", зажимается в угоду видимой выгоде, и такой компромисс хуже сна (потому, что не знать и нарушать - это одно, а знать и нарушать - совсем другое).


IV. ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

         Как получается, что на словах мы хотим одного, внутри - другого, делаем третье, получаем неизвестно что, и недовольные, оправдываемся: "Так сложились обстоятельства", "Это не я", "Такова воля высших сил" - есть на кого свалить. Рассмотрим некоторые возможные ошибки, ведущие к таким безрадостным последствиям.
         Отсутствие цели. Отсутствие целеполагания ведет к тому, что действия не направлены на достижение какой либо конкретной цели, т.е. работа бесцельна, - а это уже болезнь. Делая что-либо, нужно постоянно помнить - "зачем", "чего я хочу достигнуть".
         Нет памяти. Даже если есть цель, то, обычно, есть еще дырявая память - о цели вспоминают очень изредка и следуют к ней так же.
         Лень. Вялость ума и/или тела.
         Отлагательство. Постоянное откладывание "на потом". Страшнейшая вещь, т.к. вполне можно и не успеть.
         Много целей сразу. Отсутствие единства устремлений. Множество целей, вспоминаемых хаотично, заставляют колебаться между ними, а за двумя-то зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Что уж говорить, когда их десятки... Когда есть одна цель - об этой цели нужно помнить всегда, и стараться все свои действия предпринимать так, чтобы с каждым из них приближаться к этой самой цели. Все остальные - всего лишь вспомогательные.
         Безвольность. Отсутствие воли не позволяет прикладывать какие-либо усилия вообще. Т.е., можно быть ну очень сознающим, всё понимать и не шевелиться ("Ох, жизнь просидел соколом на печке..." "Калинов мост").
         Бесконтрольная эмоциональность. Происходящее, само по себе, - никакое, нейтральное. Оценку фактам даем мы, а затем действуем, исходя не из объективной реальности, а из своего мнения о ней. Эмоции могут придать действию огромную силу, но они же могут полностью или частично вывести из строя способность к анализу и синтезу. Эмоции не плохи, так же как и атомная энергия, пока она под контролем. (Но у большинства людей нет никаких "предохранительных стержней" - в результате тотальная атомная война отрицательных эмоций. Вот где исследовать цепные реакции...) Чтобы контролировать эмоции и управлять их силой, в начале необходимо изучить их, отбросить ложные и бесполезные, научиться культивировать себя. (А многие, играющие в развитие, отказываются это делать, принимая свою бесконтрольную эмоциональность за "проявления духовности", или же мотивируя это неприкосновенностью своей дражайшей и драгоценнейшей личности.За что держатся-то?)
         Бесконтрольные фантазии. Фантазии, порожденные блуждающим разумом, уводят от цели и рассеивают наши силы. Плохо не то, что человек может фантазировать, а то, что свои или чужие фантазии он принимает за реальность. Источником больных фантазий являются "сдвиги" на религиозной или философской почве, различные комплексы, страстная жажда самоутверждения и признания. Люди этого типа рассказывают о своих прошлых воплощениях, передают послания из параллельных миров от вождей Атлантиды и Сириуса, регулярно встречаются во сне с Карлосом Кастанедой, рассуждают о Космических законах, не поддающихся формулировке и поэтому известных лишь немногим Избранным, заплатившим за посвящение энную сумму в у.е., и тут же берутся толковать всё происходящее с точки зрения Окончательной Истины, открывшейся им в очередном послании, продиктованном Великим Голосом Из Розетки. Не верите, - посмотрите сами: каждая бабка, прочитавшая "Диагностику кармы", тут же начинает диагностировать окружающих, а затем целить их, сваливая в одну кучу чакры, свечки, заговоры из сборников "чёрная магия", гороскопы из газет, уринотерапию, фотографии Чумака, картины Рериха, "Каплю" Подводного и самодельные молитвы "Самой себе целительницы" Ирины Васильевой…. Редкостная каша… А послушали бы вы, на каком языке общаются между собой такие "валеологи" - Это прямо логофилия какая-то!
         Ошибка в уровне принятия решений. Интеллект, ум, нужен для решения интеллектуальных задач, для обучения чему-то новому, для исследования. Мы учим тело новым движениям с помощью ума, но, когда движение выставлено, и требуется делать его быстро и естественно, ум будет только тормозить. Другими словами, нужно предоставить учёному уму думать, а учёному телу - двигаться. Действия, выполняемые рефлекторно - быстры и не требуют обдумывания, а выполняемые обдуманно - значительно медленнее, поэтому предварительное обдумывание используется во время обучения движению, во время же собственно драки остаётся наблюдение и контроль. Сознательность - это не напряжённое суровое обдумывание во время действия, это, скорее - свидетельство о действии, присутствие в нём, поэтому не надо лезть умом туда, где всё и без него работает, как надо.


IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

         Итак: сознательной назовём деятельность, в которой присутствует наблюдение, свидетельство, осознание происходящего, цели действия и причин, его породивших. Каждому, понаблюдавшему за собой даже недолгое время, и проанализировавшему результаты наблюдения, станет ясно, насколько он сознателен (или несознателен). Это - исходная точка, от которой делается первый шаг.


Использованная литература:
  1. Ю.Сенчуков "Да-цзе-шу. Искусство пресечения боя".
  2. "Учебно-методические материалы к занятиям по психиатрии"

Большое спасибо: Андрею Жданцеву, Артуру Кузнецову, Марине Хмелёвой и Сергею Бардовскому.

Назад

В начало

Сайт создан в системе uCoz