Книга ЗемлиСтратегия есть искусство воина. Командиры должны воплощать его, а рядовые - знать Путь. Но сейчас в мире нет воинов, отчетливо понимающих Путь Стратегии. В системе мироздания существуют различные Пути. Есть Путь спасения посредством соблюдения Закона Будды; есть Путь Конфуция, правящий Путем любого обучения; Путь врачевания; учения поэтов о Путях вака; есть Путь чая, Путь стрельбы из лука, а также множество Путей других искусств и умений. Каждый изучает то, к чему имеет естественную склонность. Говорят, что Путь Воина есть обоюдное слияние Путей кисти и меча, и каждый стремящийся к постижению должен достичь достаточных высот на обоих поприщах. Неважно, если человек не имеет естественных талантов в этих областях - неустанно упражняясь он сможет приобрести необходимые навыки, чтобы в дальнейшем принять главную идею Пути Стратегии. Путь Воина есть решительное, окончательное и абсолютное принятие смерти, тщательное соблюдение кодекса чести Бусидо. Самурай обязан следовать Пути Воина. Я нахожу, что сейчас многие пренебрегают этим. Кто ответит сейчас: "Что есть Путь Воина?" Никто. Потому, что сердца людские закрыты перед истиной. Под Путем Воина понимается смерть. Он означает стремление к гибели всегда, когда есть выбор между жизнью и смертью. И ничего более. Это значит прозревать вещи, зная, на что идешь. Фраза: "Если умираешь, а твои намерения не поняты, то умираешь напрасно", - отвратительна. В ней нет решимости следовать однажды принятому Пути перед лицом выбора. Каждый, кто заботится прежде всего о себе, теоретизирует, имея в голове одно желание - выжить. Но мысль о том, что смерть в неудаче - напрасная смерть, абсурдна сама по себе. В смерти нет стыда. Смерть - самое важное обстоятельство в жизни воина. Если ты живешь, свыкнувшись с мыслью о возможной гибели и решившись на нее, думаешь о себе как о мертвом, слившись с идеей Пути Воина, то будь уверен, что сумеешь пройти по жизни так, что любая неудача станет невозможной, и ты исполнишь свои обязанности как должно. Слуга должен неустанно радеть о благе своего сюзерена, тогда он - достойный вассал. На протяжении веков в нашем доме рождались достойные мужчины, предания об их добродетелях по сей день впечатляют нас. Это наши предки. Каждый без колебания отрекался от спасения своей плоти, и более того - души, ради своего господина. Каждый из нашего рода был отмечен благодатью мудрости и одарен умением добиваться высот профессионализма в любом деле. Какая радость использовать эти качества во благо! Однако следует помнить, что даже самый, казалось бы, никчемный человек может считаться достойным, если всего лишь помышляет о благосостоянии господина, отрекаясь от себя. Искать практических выгод, используя свои профессиональные познания - вульгарно. Одни люди способны к неожиданным озарениям. Другие плохо осваивают ситуацию и приходят к решению проблемы после долгого обдумывания. Способности людей различны. Однако, если ты держишь в уме Четыре Заповеди, твое сознание поднимается выше забот о собственном благополучии, тобой начинает управлять мудрость, не зависящая от низменных помыслов. Многие тщательно размышляют о вещах, скурпулезно планируют будущее, но зачастую их расчеты имеют целью достижение личных выгод. Такой пагубный образ мыслей влечет за собой пагубные поступки и приводит к плачевным результатам. Глупцам трудно отстраниться от заботы о своем благосостоянии. Поэтому, когда начинаешь какое-либо дело, вначале сосредоточься на Четырех заповедях и устрани себялюбие. Тогда неудача станет невозможной. Вот они:
Воин отличается от этих людей потому, что изучение Пути Стратегии основано на поражении соперника. Добиваясь победы, скрещивая мечи с отдельными противниками или участвуя в массовых битвах, мы добываем славу не для себя, но для князя. В этом - добродетель Стратегии. Путь Стратегии
В Китае и Японии бойцы, практикующие этот путь, назывались мастерами стратегии. Сейчас появились люди, столь же громко себя именующие, но они в основном являются лишь простыми фехтовальщиками. Служители древних храмов Касима и Кантори получили свое искусство из рук богов и основали боевые школы, сообразуясь с божественными наставлениями. Они странствовали из провинции в провинцию, обучая людей. В старые времена Стратегия упоминалась среди Десяти Талантов и Семи Искусств как благодетельная практика. Стратегия являлась искусством, и ее применение не ограничивалось лишь фехтованием. Истинный смысл фехтования далеко выходит за рамки овладения приемами боя. Взглянем на мир. Мы увидим, что творчество зачастую становится предметом торговли. Люди изощряются в изобретательстве, стремясь получить скорую выгоду, продавая приобретенные на начальной стадии постижения навыки, тем самым искажая суть происходящих с ними изменений. Здесь уместна аналогия с орехом и его цветком. Превознося достоинства цветка мы невольно умаляем значение плода. На Путь Стратегии нередко становятся люди - и ученики и преподаватели искусства боя - озабоченные стремлением поразить окружающих блеском мастерства, похваляясь совершенством техники фехтования. Иными словами, они пытаются ускорить расцвет растения, спровоцировать завязь плода, что никому не под силу. Эти люди рассуждают о преимуществах того или иного додзе, но на деле лишь ищут выгоды. Кто-то в свое время сказал: "Незрелая стратегия - признак печали". Очень верное высказывание. Существуют четыре Пути, по которым мужчины идут в своей жизни. Первый из них - Путь Земледельца. Используя сельскохозяйственные инструменты человек выращивает рис и овощи сообразуясь со сменой времен года. Второй Путь - Путь Торговца. Он живет продавая плоды труда и получая выгоду поддерживает свое существование. Третьим Путем идет благородный воин, несущий свое вооружение. Путь Воина - овладение достоинствами своего оружия. Но если самурай не любит Стратегию, как он сможет определить пользу, приносимую его клинком? Воин должен обладать развитым вкусом. Четвертый Путь - Путь Художника, или Путь Плотника (Архитектора). Плотник должен стать искусным в обращении со своими инструментами, он намечает план строения с выверенными пропорциями, а затем исполняет работу сообразуясь с замыслом. Так Плотник проходит по жизни. Таковы Четыре Пути - Путь Земледельца, Путь Торговца, Путь Воина и Путь Художника. Путь Стратегии и Путь Плотника
Сравним Путь Стратегии с Путем Плотника. Возьмем строительство дома и войну. Плотник в работе имеет общий план строения. Стратег, подобно ему, имеет план битвы. Если хочешь изучить ремесло войны, вчитывайся в эту книгу. Как и Архитектор, командующий должен знать естественные законы, и законы страны, и законы домов. Это - Путь Старшего. Плотник должен знать теорию строительства башен и храмов. Он знает планы многих дворцов, он следит за набором людей чтобы возводить здания. Путь Архитектора - тот же, что и Путь Командующего. Перед началом строительства плотник отбирает пригодный материал. Ровные стволы без сучьев, красивые на вид, используют для открытых колонн, прямые стволы с небольшими дефектами пускают на внутренние опоры. Стволы безупречного вида, хотя бы и не очень прочные, пускают на пороги, притолоки, двери и раздвижные стены. Хорошее дерево, даже узловатое и суковатое, всегда можно с разумением использовать в постройке. Дерево слабое или совсем корявое пускают на леса, а позже - рубят на дрова. Плотник распределяет работу между работниками соответственно их способностям. Он ставит задачи перед укладчиками полов, изготовителями раздвижных перегородок, порогов, притолок, потолков и т.д. Обладающие меньшим умением обтесывают половые балки пола, а тот, кто умеет совсем мало, режет клинья и выполняет подсобную работу. Если плотник хорошо знает и правильно распределяет своих людей, выполненная работа будет хороша. Плотник должен принимать во внимание способности своих людей, обходить их недостатки и не требовать ничего невероятного. Он обязан понимать настроения рабочих и подбадривать их, когда это необходимо. Таковы же и принципы Стратегии. Если ты хочешь изучать Путь, глубоко размышляй о вещах рассматриваемых в этой книге, перебирая их одну за другой. Ты должен проделать большую работу. "Ити Рю Ни То"
Воины носят два меча. В старые времена их называли "длинный меч" - "катана", и "меч" - "вакидзаси"; сейчас они известны как "меч" и "меч-компаньон". Достаточно сказать, что в нашей стране по какой бы то ни было причние воин носит два меча на поясе. Таков Путь Воина. "Ни То Ити Рю" демонстрирует преимущество использования обоих мечей. Копье и алебарда - оружие, которое носят вне помещения. Ученики Пути Стратегии школы Ити должны всегда тренироваться с обоими мечами в обеих руках. Это истинно: жертвуя жизнью, ты обязан максимально использовать свой арсенал. Неправильно поступать иначе и умирать с необнаженным оружием. Если держишь меч двумя руками, сложно свободно направлять его направо и налево, так что мой метод - держать по мечу в каждой руке. Это правило не относится к громоздкому оружию, такому как алебарда или копье, но меч и меч-компаньон можно держать одной рукой. Тяжело держать меч двумя руками сидя в седле или когда бежишь по неровной дороге, болотистой местности, грязному рисовому полю, каменистой почве, или когда действуешь в толпе. Длинный меч в обеих руках - не истинный Путь, ибо такая позиция мешает тебе пустить в дело лук, копье или иное оружие. Однако, когда трудно разрубить противника одной рукой, ты должен использовать обе. Можно в бою направлять клинок одной рукой; Путь научиться этому - тренироваться с двумя длинными мечами. Поначалу это кажется сложным, но все сложно поначалу. Трудно натягивать лук, трудно орудовать алебардой; но когда привыкаешь к ним, твоя воля становится крепче. Когда привыкнешь вращать длинный меч, ты достигнешь силы Пути и станешь легко управляться с ним. Как я объясняю в "Книге Воды", не существует быстрого способа управления длинным мечом. Его нужно вести широко, а меч-компаньон - узко. Это - первое, что нужно понять. Согласно воззрениям школы Ити, ты можешь победить с длинным клинком, но можешь выиграть бой и с коротким. Иначе говоря, дух школы Ити - дух победы, вне зависимости от вида оружия и его длины. Лучше использовать два меча, чем один, когда бьешься с тлпой, и особенно - когда хочешь взять пленного. Эти вещи нельзя объяснить в теории. На одном предмете познай десять тысяч. Когда достигнешь Пути Стратегии, не будет ничего, чего бы ты не смог увидеть. Ты должен учиться усердно. Сила двух иероглифов, означающих понятие "стратегия" Мастеров длинного меча называют Стратегами. Что касается других военных искусств, то тех, кто овладел луком, называют лучниками, тех, кто овладел копьем - копейщиками, тех, кто овладел ружьем - снайперами, тех, кто овладел алебардой - алебардистами, но мы не называем мастеров длинного меча "длинномечниками" и не говорим о других "короткомечники". Так как луки, ружья, копья и алебарды - снаряжение воина, они, конечно, часть Стратегии. Овладеть достоинствами длинного меча - значит, управлять миром и самим собой, поэтому длинный меч - базис Стратегии. Таков принцип "Стратегии посредством длинного меча". Владея длинным мечом один человек может побить десятерых. Так же, как один может побить десятерых, сто могут побить тысячу, а тысяча - десяток тысяч. В моей Стратегии один человек - равен десяти тысячам, так что эта стратегия - полное воинское искусство. Путь Воина не включает другие Пути, такие как конфуцианство, буддизм, художественное мастерство или танец. Но хотя все это и не является частью нашего Пути, если ты познаешь Путь во всей широте, ты будешь видеть его во всем. Люди должны совершенствоваться. Преимущество оружия в стратегии
Есть время и место для использования различного оружия. Наилучшее использование короткого меча - в ограниченном пространстве или когда ты близко к противнику. Длинный меч может быть эффективно использован в любой ситуации. Алебарда короче копья. С копьем ты можешь перехватить инициативу; алебардда - оборонительное оружие. В руках одного из двух человек равных способностей копье дает некоторое преимущество. Копье и алебарда имеют свои области применения, но ни то, ни другое не дают преимущество в ограниченном пространстве. Их нельзя использовать для захвата пленника. Они - оружие для поля битвы. Вообще, если ты станешь изучать только "закрытые приемы боя", ты будешь мыслить узко и позабудешь истинный Путь. Лук имеет тактические преимущества в начале боя, особенно на открыттой местности, так как появляется возможность стрелять быстро из гущи копейщиков. Однако он неэффективен при осадах или когда противник удален более чем на сорок ярдов. Это умение сейчас малоприменимо. При использовании из-за укреплений ружье не имеет себе равных. Это превосходное оружие и на поле боя - до того, как началась рукопашная, но как только скрестились мечи, ружье становится бесполезным. Одно из достоинств лука состоит в том, что ты видишь стрелу в полете и можешь корректировать прицел, тогда как выстрел из ружья не виден. Рассмотри важность этого. Лошадь воина должна быть выносливой и не иметь дефектов. Те же требования применяй к оружию. Лошади должны иметь сильный шаг, мечи и мечи-компаньоны должны рубить мощно. Копья и алебарды должны выдерживать сильную нагрузку; луки и ружья должны быть прочными. Оружие обязано быть скорее крепким, чем, изящно украшенным. У тебя не должно быть любимого оружия. Стать слишком зависимым от одного оружия - большая ошибка, чем недостаточное знание его. Не копируй других, действуй по ситуации. Плохо также для солдат и командиров испытывать к кому-то любовь или неприязнь. Тщательно изучи это. Расчет в стратегии
Рассчитывай все. Расчет в Стратегии невозможно изучить без большого объема практики. Расчет темпа важен в танце и в духовой либо струнной музыке, поскольку свободный ритм появляется лишь при хорошем чувстве такта. Темп и ритм также соотносятся с военными искусствами, стрельбой из лука и ружья, верховой ездой. Всем искусствам и умениям присущ свой ритм. Существует также ритм в Пустоте. Существует ритм во всей жизни воина, в его победах и поражениях, как в гармонии и диссонансе. Похожим образом есть ритм в жизни торговца, в возвышении и крушении царств. Все вещи влекут за собой ритм взлета и падения. Ты должен ясно видеть это. В Стратегии существуют различные соображения относительно ритма. С самого начала ты должен отличать соответстсвующий ритм от несоответствующего, упражнять внутренний слух, чтобы среди больших и малых вещей, в наплывах быстрых и медленных волн найти нужную частоту, действуя, учитывая дистанцию и ритм окружения. Внутренний слух - главнейшая вещь в Стратегии. Особенно важно понимать ритм фона, иначе твоя Стратегия станет неуверенной. Ты выигрываешь схватку с помощью ритма Пустоты, рождающегося из верного маневра опрокидывающего расчеты противника, ибо используешь ритм которого враг не слышит. Все пять книг имеют непосредственное отношение к ритму. Ты должен упорно тренироваться, чтобы воспринять сказанное. Если ты день и ночь станешь практиковаться в указанной выше стратегии школы Ити, твой дух естественным образом расширится. Так распространяется по миру масштабная Стратегия и Стратегия одиночного боя. Это впервые описано мною в пяти книгах: Земли, Воды, Огня, Ветра и Пустоты. Вот заповеди для мужчин, которые хотят изучить мою стратегию:
Более того, в масштабной Стратегии высокопоставленный муж сможет умело обходиться со смножеством подчиненных, корректно вести себя, разумно править страной и вдохновлять людей на подвиги, таким образом укрепляя достоинство правителя. Если существует Путь, позволяющий человеку не падая духом опереться на себя и завоевать честь и славу, то это - Путь Стратегии. Второй год эры Сехо (1645),
|